Отделение социальной реабилитации

Отделение открыто в 1995 году. Работа отделения основывается на принципах приоритета интересов ребенка при решении вопросов социальной реабилитации и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами и указами Президента РФ.

Целью работы этого отделения является оказание социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении.

Для достижения цели отделение:

  • обеспечивает временное проживание несовершеннолетних от 0 до 18 лет с предоставлением полного государственного обеспечения;
  • оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, месту жительства;
  • формирует у детей навыки общения, здорового образа жизни, навыки внимательного отношения к окружающим, воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма;
  • обучает правильному поведению в быту и общественных местах.

На полном государственном обеспечении круглосуточно в отделении социальной реабилитации одновременно может находиться 30 несовершеннолетних. Воспитанники проживают в Центре до решения трудной жизненной ситуации и определения формы их дальнейшего жизнеустройства. Для реабилитации несовершеннолетних в центре созданы условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации, адаптации их в социальном окружении. Социальную реабилитацию воспитанников осуществляют квалифицированные специалисты: педагог-психолог, воспитатели, социальный педагог, учитель-логопед.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними в отделении строится по следующим основным этапам:

  • подготовительный - это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния;
  • организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы;
  • практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.

При поступлении ребенка в Центр специалисты отделения (социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог), проводят диагностику различными методами, изучают индивидуальные особенности, выявляют проблемы ребенка и семьи. Результаты первичной диагностики обсуждаются на заседании медико-психолого-педагогического консилиума.

Деятельность консилиума основывается на следующих приоритетных принципах:

  • принцип единства реабилитационного пространства;
  • принцип единства целей и задач;
  • системный комплексный характер воздействия;
  • профессионализм в решении социальных задач.

Консилиум функционирует в учреждении с 1996 года.

Основные концептуальные идеи сопровождения, которым подчиняется деятельность консилиума, это:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения.
  2. Создание социально-психологических условий для развития личности.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.

Консилиум представляет одну из наиболее важных форм сопровождения. На основе рекомендаций педагогов и всех узких специалистов разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на каждого ребенка. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребёнка на консилиуме мы находим оптимальные ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образовательных и нормативных требований, предъявляемых к конкретному воспитаннику - их содержание, объём, организационные приёмы. То есть, “приспособить” среду к ребёнку. В других аспектах – поработать с самим ребёнком в плане формирования и коррекции определённых навыков и психических особенностей, оказания помощи в нахождении более эффективных форм взаимодействия с окружающим социумом. То есть – “приспособить” ребёнка к среде. В ходе консилиума решение этой глобальной задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.

На заседаниях консилиума специалисты решают, какие необходимо оказать социальные услуги индивидуально каждому ребенку и членам его семьи, составляют индивидуальную программу социальной реабилитации.

В отделении разработана долгосрочная комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Надежда» под редакцией Токаревой Натальи Алексеевны – кандидата педагогических наук, директора НПОО школы № 21 г. Кисловодска, которая рассчитана как на детей дошкольного, так и младшего школьного и подросткового возраста, направленная на социализацию личности.

«Надежда» - это комплекс программ по художественно–эстетическому, социальному, экологическому, нравственному развитию детей, помогающих преодолеть социальную дезадаптацию подростка. Интересна и развивающая направленность содержания, которая содействует тому, чтобы каждый ребенок поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел. Главное – это формирование у детей своего социального «Я». Особое внимание уделяется психическому развитию детей, охране нервной системы, формированию личностного отношения к окружающему миру.

В процессе реализации, комплекс социально – реабилитационных программ по основным направлениям педагогического воздействия, не только решает задачу адаптации, но и активно участвует в процессе социализации личности каждого воспитанника.

Главная идея, положенная в основу комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути. Программа составлена в соответствии с нормами СанПиНа и сеткой занятий по возрастным группам учреждения.

В младшей группе (3 – 7 лет) проводятся не более двух коррекционно-развивающих занятий в день. Из них одно игровое занятие планируется утром, второе – после сна. В старших группах (8 – 17 лет) проводится 3 занятия. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Длительность занятия колеблется от 15 до 40 минут, в зависимости от возраста детей. Кроме того, тематика занятий носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития воспитанников группы и их социальной адаптивности.

Важно отметить, что реализация программы «Надежда» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Она обеспечивает единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Именно такой подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Основной целью программы «Надежда», является создание условий для воспитания личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:

  • компенсация личностных последствий негативного опыта жизни;
  • развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации воспитанников;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;
  • пробуждение творческой активности воспитанников, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Программа разделена на три блока:

  1. Блок «Я – уникален». Содержание этого блока предполагает оказание необходимой психологической помощи каждому воспитаннику Центра: адаптироваться к новым социальным условиям; обеспечить эмоционально-комфортное состояние ребенка в рефератной для него группах общения со взрослыми и сверстниками; понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек; найти свое место в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. 
    Программы: «Социально – личностное развитие детей с дефицитом внимания со стороны взрослых».
  2. Блок «Я хочу все знать». Главным критерием этого блока является адаптация ребенка к познавательному процессу, а это возможно тогда, когда созданы необходимые условия (развивающая среда) для развития психических познавательных процессов, формирования навыков учебной деятельности, стремления к познанию окружающего мира, т.е. любознательность.
    Программы:
    • Патриотическое воспитание «Я – патриот»;
    • «Малая Родина – мое начало» (региональный компонент);
    • Социально-правовое воспитание «Я – гражданин»;
    • Социально-нравственное воспитание личности «Растим Дерево Добра»;
    • Эстетическое воспитание «В мире прекрасного»;
    • Экологическое воспитание «Зеленая страничка»;
    • Валеологическое воспитание «Ступеньки здоровья»;
    • Основы медицинских знаний;
    • Развитию речи «Родное слово»;
    • Математическое развитие «Волшебная математика»;
    • Правила дорожного движения «Я по улице шагаю»;
    • Пожарная безопасность «Азбука пожарной Безопасности»;
    • Семейное воспитание «Моя семья»;
    • Профориентация «Тропинка в будущее».
  3. Блок «Я - творец». Содержание этого блока направлено на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, его воображения, фантазии, культурной рефлексии. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. Необходимо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач.
    Программа: Музыкально-драматического кружка «Огонек».

Таким образом, социально - реабилитационная программа «Надежда» разработана по принципу «Ощущать-Познавать-Творить», который шаг за шагом подводит к становлению зрелой личности.

 

Также специалисты центра работают с родителями. Цель работы специалистов отделения: содействовать тому, чтобы родители стали активными участниками реабилитационного процесса, а также профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, оказание профессиональной педагогической, психологической, правовой помощи семьям воспитанников.